Предложением профсоюзной стороны внести в протокол разногласий весь проект отраслевого тарифного соглашения по электроэнергетике официально закончились переговоры между Всероссийским Электропрофсоюзом и объединением работодателей. Тем не менее по нескольким болезненным вопросам стороны смогли договориться. Наметился прогресс и по главному из несогласованных пунктов — о принципе индексации заработка.
Предзабастовочная ситуация в электроэнергетике, возникшая пять лет на: зад, показала, насколько значимыми и острыми могут быть переговоры по отраслевому тарифному соглашению (ОТС). Выступать невольными арбитрами возникших разногласий пришлось тогда чиновникам самого высокого уровня. Лишь главе государства удалось добиться примирения сторон и недопущения возможных сбоев в энергетике по всей стране.
Спустя пять лет участники переговорного процесса — Всероссийский Электропрофсоюз (ВЭП) и отраслевое объединение работодателей «ЭРА» — вновь оказались в непростой ситуации. Три месяца безрезультатных переговоров по ОТС в электроэнергетике чуть было не закончились началом коллективного трудового спора.
— 27 сентября истек трехмесячный срок, отведенный российским законодательством на ведение переговоров по отраслевому тарифному соглашению, — рассказывает председатель профсоюза Юрий Офицеров. — К этому времени нам не удалось договориться ни по одному пункту. Перспектива рисовалась неприятная — с нашей точки зрения необходимо было выносить в протокол разногласий все соглашение целиком. Соответственно, открывать коллективный трудовой спор на отраслевом уровне. В общем-то, все шло по сценарию пятилетней давности.
Еще одним фактором, осложнившим переговорный процесс, стала смена социального партнера. Договариваться Всероссийский Электропрофсоюз начинал с объединением работодателей «РаЭл», а заканчивал переговоры уже с объединением работодателей «ЭРА России», принявшим дела у своих предшественников. Хотя «ЭРА», по сути, правопреемник, юридических нюансов хватает. Только тщательно проанализировав законодательство, профсоюзная сторона сочла возможным продолжить переговоры и подготовить к заключению проект ОТС.
Ситуация начала налаживаться по истечении официального срока, отведенного на переговоры. Как поясняет Офицеров, профсоюзная сторона направила представителям работодателей письмо с предложением официального объявления окончания переговоров, формирования протокола разногласий из всего отраслевого соглашения и подписания этого документа. Идти на это работодатели категорически отказались, обосновывая свою позицию тем, что переговоры можно вести и дальше, так как не был согласован ни один пункт будущего соглашения. Одновременно становилось понятно, что повторения инцидента пятилетней давности не хочется никому. А значит, появилась насущная необходимость договариваться.
На консультативной встрече 18 октября участникам, наконец, удалось услышать друг друга по ряду ключевых моментов. Речь идет о размере минимальной месячной тарифной ставки и увеличении выплат по разделу льгот, гарантий и компенсаций будущего ОТС. Кроме того, представители сторон попытались сблизить позиции и отредактировать формулировки новых пунктов соглашения, предложенных профсоюзом. В частности, о распространении дополнительных льгот и гарантий на работников, уполномочивших соответствующую профорганизацию ВЭП представлять их интересы. Предполагается фиксация нормы о целесообразности включения локальных нормативных актов социально-трудового характера, в том числе по оплате труда, в приложения к колдоговорам организаций. Последним камнем преткновения, по словам главы отраслевого профсоюза, остаются правила индексации зарплаты работников.
— Недоговоренности по-прежнему остаются вокруг предложения работодателей проводить индексацию зарплаты не два раза в год, как это происходит сейчас, а один раз, — поясняет Юрий Офицеров. — Понятно, что если это происходит в конце года, при таком подходе работники несколько проигрывают. Поэтому мы, со своей стороны, предложили проводить опережающую индексацию с середины года, с учетом ожидаемого роста инфляции. Сейчас разговор идет вокруг этого предложения. И, полагаю, у нас есть шансы договориться.
Источник: газета «Солидарность» №40-2018г.