Согласно части первой ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Долгое время данная норма толковалась специалистами как дающая работнику право на компенсацию ему абсолютно всех отпусков, заработанных к моменту увольнения. Однако после ратификации Россией в 2010 году Конвенции МОТ № 132 в профессиональной среде приобрел значительное распространение подход, предполагавший возможность утраты работником возможности получения от работодателя компенсации отпуска, который работник не использовал слишком долго. Связано это было с тем, что согласно статье 9 Конвенции МОТ непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска (как минимум, две недели) предоставляется и используется не позже, чем в течение 1 года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. Многие суды исходят из того, что по истечении 18 месяцев с момента окончания рабочего года, за который работнику не был предоставлен отпуск, работник уже знает о нарушении своего права на данный отпуск, а значит, именно с этого момента начинает отчет срок исковой давности, в том числе и по требованиям работника о взыскании с работодателя компенсации за неиспользованный отпуск (который до появления в ТК РФ в 2016 году специальной нормы о сроке давности на обращение в суд по спорам о невыплате заработной платы составлял в соответствии с частью первой ст. 392 ТК РФ 3 месяца).
В итоге, если работодатель заявлял о пропуске работником такого срока, судьи зачастую отказывали работнику во взыскании не выплаченной при увольнении компенсации за отпуска по тем рабочим годам, с момента окончания которых прошло более 21 (18+3) месяца.
Именно такой подход был применен судами общей юрисдикции и в делах тех граждан, которые обратились в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность части первой ст. 127 ТК РФ и части первой ст. 392ТК РФ.
Суд признал данные нормы соответствующими Конституции РФ, однако при этом указал, что ТК РФ ничем не ограничивает право работника получить при увольнении денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. В частности, не установлено каких-либо ограничений по сроку, по истечении которого это право прекращается. Если работодатель не выплатил компенсацию непосредственно при увольнении, работник вправе взыскать ее через суд независимо от того, сколько времени прошло с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен неиспользованный отпуск. Условие — в суд надо обратиться в установленный срок, который исчисляется с момента прекращения трудового договора.
Как указано в постановлении, выявленный в нем конституционно-правовой смысл упомянутых норм является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.