Шесть ловушек для будущего правительства

Шесть ловушек для будущего правительства
Профсоюзы обозначили главные социально-экономические опасности для нового Кабинета министров
У нового правительства будут все возможности, чтобы эффективно решать значимые экономические проблемы страны. Предпосылки к этому есть и в программе президента Путина, и в Генеральном соглашении между властью, профсоюзами и работодателями. В то же время от ряда путей правительству стоит отказаться, чтобы не попасть в тупик. На наиболее опасные вызовы обратил внимание общества председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков в своем выступлении 18 апреля на Генеральном совете ФНПР.
Репортаж с заседания Генсовета ФНПР — см. «Солидарность» № 17, 2018
Ловушка «Перемены только в пользу элиты»
Экономический курс, проводимый в интересах узкого круга лиц, экономических субъектов или меньшинства населения страны, недопустим. Такой подход не только в России, но и повсеместно ведет к одним и тем же проблемам: к образованию финансовых «пузырей» в одних секторах экономики и недостатку средств в других.
Более того, подобное распределение капитала неизбежно сопровождается структурными деформациями в экономике. В их числе – неэффективное расходование средств, упадок промышленности, долговые проблемы бюджетов, разрушение социальной сферы, снижение доходов населения и растущее число малопроизводительных рабочих мест.
Ловушка «Двойные стандарты»
Практика двойных стандартов в отношении внутренних производств и компаний, ориентированных на экспорт, ведет к экономическим проблемам. Большая часть общества расплачивается за ценовой монополизм на внутреннем рынке и бюджетно-налоговые льготы для узкого круга российских корпораций, контролируемых преимущественно из офшорных юрисдикций.
Содействие политике непрозрачного регулирования тарифов естественных монополий и «национализации издержек и приватизации прибыли» профсоюзы расценивают как одну из причин технологической отсталости российской промышленности и разрушения социального государства.
Ловушка «Налоговая удавка»
Ключевая ставка ЦБ РФ традиционно значительно превышает уровень инфляции. Тем временем преференции финансовым институтам не приносят желаемых результатов и контрпродуктивны. Они не удовлетворяют потребности реального сектора в долгосрочных инвестициях, а завышенная цена краткосрочных кредитов (ставка 15% и выше) наносит вред российскому производителю. Последствия – растущая кредитная задолженность и увеличение числа убыточных предприятий.
Профсоюзы выступают категорически против политики стимулирования рынка заемных средств и связанного с ним неконтролируемого роста налогов на бизнес и население.
Ловушка «Спекуляция и ростовщичество на государственном уровне»
Переход государства к активной политике финансовых спекуляций является сегодня одной из наиболее опасных тенденций. Превращение бюджетных средств в кредиты нацеливает на их использование (наряду с коммерческими займами и ценными бумагами) для покрытия значительных дефицитов фондов ОМС, социального страхования и региональных бюджетов. Минфин предлагает региональным и муниципальным властям преодолевать финансовые и долговые трудности за счет увеличения налогов на население и бизнес.
Более того, в борьбе за бездефицитные бюджеты главный регулятор связывает дотации регионам на выравнивание бюджета с достигнутыми темпами роста налогов. Регулятор также предупреждает о планах по агрегированию направлений поддержки субъектов РФ и дальнейшему сокращению числа этих направлений.
Тем временем растущий дефицит средств на федеральном уровне Минфин пытается решить путем реанимации старых предложений, таких как повышение пенсионного возраста, сокращение ставки социальных налогов, увеличение НДС, акцизов.
Ловушка «Социальное скопидомство»
Потребность в снижении госзатрат на социальную политику Минфин обосновывает необходимостью поддержать рост экономики. Однако сопоставление экономик России и развитых стран позволяет признать доводы министерства малоубедительными или ошибочными.
Направленность бюджетной политики в сторону оптимизации социальных расходов — не только несправедлива, но и неэффективна. Такой подход наряду с сокращением рабочих мест в госсекторе ведет к увеличению платности, неравенству в получении общественно значимых услуг, к снижению контроля и качества, недоразвитию человеческого потенциала и масштабному недоиспользованию возможностей инновационного роста экономики.
Ловушка «Золотой ключик»
Масштабная приватизация государственных активов, предлагаемая либеральными экономистами в качестве универсальной панацеи от финансовых бед страны, грозит негативными последствиями. Универсальными рецептами для оздоровления финансового сектора также не являются рост производительности труда и развитие цифровой экономики.
Профсоюзы против ставки на расширенную приватизацию государственных активов как способа пополнения дефицитных бюджетов. Такие меры не обеспечивают достаточных средств. Экономика в целом теряет из-за этого суверенную опору в виде стратегических, градообразующих и социально значимых объектов, а локальные территории лишаются устойчивой занятости и потенциала развития.
Программы по повышению производительности труда в РФ и по цифровизации экономики не предполагают вложений в научно-технические разработки или в модернизацию промышленной базы. Они направлены на создание единого информационного пространства для борьбы с теневыми доходами, лучшего налогового администрирования и широкого ознакомления с успешными управленческими практиками и решениями. Есть опасность, что это дополнительно будет побуждать работодателей, участвующих в программах, сокращать состав и уровень социально-трудовых гарантий работников – по аналогии с опытом бюджетной консолидации.
Михаил Шмаков, председатель ФНПР:
— Шесть перечисленных мною ловушек могут уничтожить любые благие начинания власти и избранного президента в экономической и социальной сфере. Со своей стороны, мы предупреждаем о подобной опасности и будем всеми силами — и в переговорах за круглым столом, и, если понадобится, на улицах — противодействовать этим угрозам.

Добавить комментарий