Снижение цен на нефть может существенно повлиять на финансирование анонсированных государством дополнительных социальных обязательств. Существенное же падение рубля по отношению к доллару и другим валютам нанесет ощутимый удар по реальным доходам населения, которые и так падают несколько лет подряд. Такую точку зрения высказал заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков, комментируя «Солидарности» актуальную экономическую повестку.
– Что мы пока что имеем на деле? Сильно подешевевшую нефть. И здесь ключевой вопрос – на какую сумму она подешевеет и как долго будет продолжаться этот процесс? Минфин уже заявил, что бюджет России выдержит подешевевшую нефть (и социальные обязательства) за счет накоплений в течении 6–8 лет. А дополнительные расходы (увеличенный маткапитал)? Индексацию пенсий? Зарплат бюджетникам? Буквально перед кризисом начался вроде бы разговор о том, что вычисления нижней планки зарплат по уровню МРОТ, равному прожиточному минимуму, – это мало, и нужно переходить в исчислениях на минимальный потребительский бюджет. Как быть с этим?
Шершуков напомнил, что во время кризиса 2014 года падение нефтяных цен (и доходов бюджета) было компенсировано девальвацией рубля. Доллар вырос с 35 рублей почти до 60, что негативно сказалось на доходах граждан России.
– Именно с 2014 года россиянин стал проигрывать китайцу в средней зарплате (в пересчете на доллары). Если сейчас рубль будет девальвирован снова, мы пройдем этот путь заново. Но если до 2014 года рост доходов граждан имел место, то сейчас подкожный жир отсутствует, последние пять лет реально располагаемые доходы работников падали, – подчеркнул зампред ФНПР.
Шершуков отметил, что экономический кризис 2014 года в общественном сознании был компенсирован, скажем честно, «возвращением Крыма в родную гавань». Такой эмоциональный порыв позволил и затянуть пояса, и не обращать внимание на падение доходов, ставшее впоследствии затяжным.
– Сейчас ситуация иная. Вернуть в родную гавань Белоруссию не получилось. Как не получилось и вернуть в пределы России иностранную собственность чиновников – одно из немногих первоначальных предложений президента, не вошедшее в принимаемые сейчас поправки в Конституцию, – резюмировал Александр
Шершуков.