С 1 июля 2020 года, согласно федеральному закону, обязанность по установке и обслуживанию приборов учёта электроэнергии переходит от граждан и организаций к энергокомпаниям, а именно к гарантирующим поставщикам электроэнергии и сетевым организациям.
С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.
@rosseti_official приводит ответы на наиболее часто возникающие вопросы потребителей по интеллектуальному учету электроэнергии, поступающих на горячую линию Группы «Россети» 8-800-220-0-220.
1. Где приборы учета устанавливают гарантирующие поставщики, а где сетевые компании?
Ответ: Гарантирующие поставщики будут устанавливать общедомовые и квартирные (комнатные) приборы учета в многоквартирных домах. В остальных случаях установкой приборов учета будут заниматься сетевые организации.
2. Могу ли я использовать старый прибор учета после 01.07.2020?
Ответ: Можно использовать имеющийся прибор учета до тех пор, пока он не выйдет из строя, не завершится срок его эксплуатации, либо не придёт время его поверки.
3. Если я уже пользуюсь интеллектуальным прибором учета, означает ли это, что ресурсоснабжающая организация заменит его?
Ответ: Прибор учета можно и нужно продолжать использовать, как и раньше. Когда прибор учета выйдет из строя, выйдет срок его эксплуатации или придёт время его поверки, энергетики проведут замену за свой счет.
4. Как я узнаю, что пришло время менять прибор учета на интеллектуальный?
Ответ: Замена прибора учета осуществляется сетевой организацией или гарантирующим поставщиком при выходе его из строя, окончания срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала. Энергокомпании обладают информацией о времени истечения межповерочного интервала вашего прибора учета и проинформируют вас при его истечении. Самостоятельно дату истечения межповерочного интервала вы можете посмотреть в паспорте вашего прибора учета.
5. Кто будет нести расходы по замене и установке новых интеллектуальных приборов учёта и потребуются ли дополнительные расходы со стороны потребителей?
Ответ: Замену и установку интеллектуальных приборов учета будут осуществлять сетевые организации или гарантирующие поставщики за свой счет. Установка интеллектуальных приборов учета у новых потребителей будет осуществляться в рамках действующей процедуры технологического присоединения к электрическим сетям.
6. Зачем ресурсоснабжающим организациям нести дополнительные расходы по замене существующих приборов учета на интеллектуальные? Эти расходы будут включены в мой тариф?
Ответ: Действительно, так как деятельность по установке приборов учета будут осуществлять регулируемые организации, формально обоснованные расходы на эту деятельность должны будут учитываться в тарифах энергокомпаний без дополнительного роста. Вместе с тем, соответствующие расходы на организацию учета будут по большей степени скомпенсированы снижением других составляющих тарифа энергокомпаний. Экономический эффект от внедрения «умного» учета возникает от повышения эффективности производственной деятельности сетевых организаций и гарантирующих поставщиков.
7. Какие выгоды для потребителя от установки интеллектуального прибора учёта?
Ответ: Интеллектуальный прибор учета ежемесячно передает показания в базу данных гарантирующего поставщика и сетевой компании в строго определенное время, и при желании потребитель всегда сможет их проверить в своем личном кабинете или мобильном приложении. Кроме того, потребители смогут без дополнительных затрат видеть свой график нагрузки, что позволит перенести время использования стиральных, посудомоечных машин и других энергоемких электрических приборов в периоды времени, когда тариф ниже. Таким образом, потребители получат реальный инструмент для управления стоимостью потребленной электроэнергии и энергосбережения. Среднестатистическая семья может сократить свои расходы на электроэнергию на 20%.
8. Куда я должен обратиться, чтобы мне заменили прибор учета на интеллектуальный?
Ответ: Замена прибора учета осуществляется сетевой организацией или гарантирующим поставщиком при выходе его из строя или истечения межповерочного интервала. Если необходимо заменить прибор учета в квартире (комнате), то необходимо обращаться к гарантирующему поставщику (энергосбытовая компания). В иных случаях обращаться следует к сетевой организации посредством интерактивных сервисов (портал электросетевых услуг Портал-тп.рф, мобильное приложение «Россети – личный кабинет», Единый call-центр — 8 800 220-0-220).
9. Как будет происходить замена действующего прибора учета на интеллектуальный? Сколько это займет времени? Требуется ли мое личное присутствие?
Ответ: Представитель сетевой компании прибудет в заранее согласованное с вами время с новым прибором учета и необходимыми материалами, осуществит монтаж нового прибора учета и оформит необходимые документы на ввод прибора учета в эксплуатацию. Время работы займет не более часа. Ваше присутствие потребуется только в случаях необходимости монтажа нового прибора учета в месте, куда представителю энергетической компании невозможно попасть без допуска с вашей стороны (в квартире, доме и т.п.).
10. Как я могу проверить, что ресурсоснабжающая организация установила действительно интеллектуальный прибор учета?
Ответ: По всем приборам учета, устанавливаемым после 1 января 2022 года, энергетические компании обязаны предоставлять потребителю определенный набор информации (функций), перечень которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации. После замены прибора учета в срок не более двух месяцев вам будет направлено уведомление, в котором указывается ссылка на Портал сетевых услуг и мобильное приложение, где вы сможете получить исчерпывающую информацию о порядке использования и перечне функций интеллектуальной системы учета.
11. Кто в дальнейшем будет нести ответственность за обслуживание интеллектуального прибора учета: ресурсоснабжающая организация или потребитель?
Ответ: После замены прибора учета энергокомпанией последняя будет нести всю ответственность за его обслуживание и эксплуатацию.
12. Как я буду получать данные с интеллектуального прибора учета? Как я смогу проверить достоверность получаемых данных?
Ответ: Показания будут автоматически считываться в строго определенное время, и при желании потребитель всегда сможет их посмотреть в своем личном кабинете или мобильном приложении. При необходимости, показания, указанные в личном кабинете (мобильном приложении), могут быть сверены потребителем самостоятельно с данными на дисплее прибора учета, или переносном пульте, если прибор установлен на ближайшей опоре линии электропередачи.
13. Куда можно обратиться, чтобы узнать подробнее о программе замены приборов учета?
Ответ: Дополнительные консультации по вопросам замены прибора учета можно получить, обратившись на портал сетевых услуг группы «Россети» или мобильное приложение.
14. Программа по установке интеллектуальных приборов учета начнется 1 июля 2020 года. А когда завершится?
Ответ: Приборы учета будут меняться по мере их выбытия из строя. В соответствии с программой развития интеллектуального учета электроэнергии дочерних компаний «Россети» процесс замены приборов на интеллектуальные займет 10 лет.
15. Кто несет ответственность за сохранность прибора учета?
Ответ: Обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета возлагается на собственника (владельца) объекта, на котором он установлен. То есть на сетевую организацию – в случае установки прибора учета на ее объекте, например, опоре линии электропередачи. При установке прибора учета в жилом или нежилом помещении, в границах земельного участка – на собственника соответствующего имущества.