Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государство, в котором охраняется труд людей. Такие обнадеживающие посылы дает нам статья 7 Конституции РФ – основополагающего Закона Российского государства.
Чем глубже осмысливаешь эти слова, тем удивительнее становится от осознания того, что снова и снова тревожные новости о негативных примерах социально-трудовых отношений напрямую касаются федеральных энергокомпаний, основным акционером в которых выступает то самое социальное государство! В нашем конкретном случае речь пойдет о публичном акционерном обществе «Российские сети» (ПАО «Россети»), его одном крошечном по меркам компании филиале.
Ещё свежи в памяти воспоминания о массовых волнениях работников ПАО «Россети Северный Кавказ» в Дагестане, ещё не остыли угли от жаркого конфликта вокруг подписания коллективного договора в ПАО «МРСК Северо-Запада», как выстрелила, вяло тлевшая последнее время, очередная проблема. На этот раз речь идёт о филиале ПАО «Россети Сибирь» — «Бурятэнерго», в котором коллективный трудовой спор уже перерос в нечто существенно большее, чем регламентированный ТК РФ процесс достижения согласия по острым вопросам социально-трудовых отношений.
На протяжении последних лет в филиале заработная плата сотрудников, со ссылкой на недостаточность средств в тарифе, индексировалась минимально и не регулярно. Как результат – размер тарифных ставок рабочих первого разряда перестал соответствовать размеру минимальной месячной тарифной ставки (ММТС), закрепленной в действующем Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике Российской Федерации (ОТС). По мнению менеджмента компании, виноват в сложившейся ситуации оказался, как это ни странно, в том числе и профсоюз.
Председатель ППО «Бурятэнерго» Оксана Ивановна Секретина, в особенности после упреков и обвинений руководства филиала в бездействии представителей профсоюза при защите тарифно-балансовых решений и обосновании затрат на персонал в региональной службе по тарифам (РСТ), приняла самое активное участие в процессах согласования, обоснования и защиты тарифов для нужд филиала. Как результат – прорывное решение РСТ об установлении с января 2019 года для филиала ПАО «Россети Сибирь» — «Бурятэнерго» ставки рабочего 1-го разряда в размере 8 030 рублей с учётом дальнейшей ежегодной индексации, в соответствии с требованиями ОТС, что на целых 13 процентов выше предполагавшейся ранее к расчету ставки.
Казалось бы, последняя преграда на пути социально-трудовой гармонии в отдельно взятой организации рухнула! Не тут-то было…
Несмотря на все старания Оксаны Ивановны, это решение РСТ никак не отразилось на росте благосостояния работников. В бизнес-плане ПАО «Россети Сибирь» на 2020 год по филиалу «Бурятэнерго» установленный объем финансирования ФОТ оказался на 174,4 млн. рублей ниже утвержденного РСТ объёма, который являлся необходимым и достаточным ресурсом для исполнения работодателем своих обязательств, предусмотренных ОТС.
Таким образом, несмотря на во многом определяющую роль представителей профсоюза в установлении нового, отвечающего нуждам людей тарифа, этот самый бизнес-план поставил жирный крест на исполнении обязательств по индексации заработной платы работникам в соответствии с действующим ОТС.
Кто и почему секвестировал средства, предусмотренные в тарифе на оплату труда работникам филиала? Кто и кому дал право перераспределять эти целевые средства? Какая власть позволяет работодателю так бесцеремонно залезать в карман работникам, которые в результате подобных управленческих решений недополучают существенную часть учтенной в тарифе заработной платы, работая на износ?! Особый цинизм при этом вызывают данные о среднем уровне оплаты труда по филиалу, который рассчитывается как раз не по бизнес-плану, а по расчетным значениям утвержденного тарифа!
Сложно порой дать умещающийся в рамки приличия ответ на подобные бесцеремонные выходки и прокомментировать правовой нигилизм наших социальных партнеров, которые, в добавок к сказанному, попытались прикрыться от недоумевающих взоров работников составленной ими же (без согласования с профсоюзом) программой доведения размера ММТС до параметров отраслевого соглашения, предусматривающих «беспрецедентный» рост заработной платы в среднесрочной перспективе.
Представители работников филиала провели множество безрезультатных консультаций с администрацией в надежде на достижение компромисса, после завершения которых была предпринята попытка добиться справедливости в судебных и надзорных органах. Подобные шаги также не привели к желаемому результату. Суд своим решением определил возможность рассмотрения разногласий, касающихся исполнения ОТС только в рамках коллективного трудового спора (КТС). После чего на профсоюзной конференции единогласно было принято решение инициировать процедуру КТС и выдвинуть стороне социального партнерства следующие требования:
1. Установить ММТС с 01.01.2020 года в размере 8 643 рубля с дальнейшей ежегодной индексацией (п. 3.3 ОТС);
2. Установить ММТС с 01.07.2020 года в размере 8 920 рублей с дальнейшей ежегодной индексацией (п. 3.3 ОТС);
3. Предоставлять единовременную выплату при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере ММТС (п. 6.1.4 ОТС);
4. Предоставлять работникам 50-процентную скидку за потребляемую электрическую и тепловую энергию (п. 6.3 ОТС).
Ничего лишнего… Все ровно в рамках договоренностей действующего отраслевого соглашения!
Масла в огонь социально-трудовых противоречий добавил приказ директора филиала ПАО «Россети Сибирь» — «Бурятэнерго» о снижении с 01 октября 2020 года базового размера премирования работников с предусмотренных в тарифе 30 до 17 процентов в целях достижения требуемых параметров утвержденного «наверху» бизнес-плана. И не надо думать, что по поводу этого снижения зарплаты кто-то или что-то спрашивал у работников, их представителей. Решили и сделали!
Более того, работодатель организовал проведение встречи с коллективом предприятия, на которой в одностороннем порядке (председателя профорганизации даже не позвали) проводил линию по дискредитации профсоюзной организации и её лидера, заявляя, что не намерен договариваться с профсоюзом, руководители которого не понимают проблем предприятия и просто занимаются популизмом, зарабатывая у работников дешевый авторитет.
Но и этим все дело не закончилось! В профсоюзный комитет стали приходить жалобы от работников – членов профсоюза об оказываемом на них давлении со стороны руководителей производственных отделений и РЭСов филиала. Сотрудники негодуют: их принуждают к выходу из профсоюза. С учётом массовости обращений, нет причин сомневаться в их достоверности, а это, в свою очередь, может означать лишь одно – менеджмент выводит использование административного ресурса на новый, неприемлемый для любого социально-ответственного работодателя, уровень. Если устное распоряжение руководства об оказании давления на членов профсоюза ППО «Бурятэнерго» о выходе из профсоюза, как отчетливо видно, имело место быть, то ничем, кроме как началом войны на уничтожение первички, назвать происходящее не получается.
С сожалением приходится констатировать, что все попытки профсоюза договориться, работодатель не принимает, осознавая, что денежные средства, предусмотренные в тарифе на оплату труда, придётся расходовать по их прямому назначению – выплачивать работникам справедливую заработную плату в полном объеме.
Сегодня ситуация в филиале ПАО «Россети Сибирь» — «Бурятэнерго» близка к критической. Работники уже выходили на одиночные пикеты в поддержку своих законных требований и приостановили акцию по просьбе работодателя, поверив в заявления о намерении найти компромиссное решение. Но теперь, после подобных действий социальных партнеров, люди теряют остатки веры в благоразумие менеджмента, и последствия трудового спора спрогнозировать становится все сложнее.
Так как в настоящее время руководство филиала, по сути, отказалось от диалога, законодательно предусмотренного в процедурах урегулирования коллективного трудового спора и выбрало путь дискредитации защитной деятельности профсоюза и запугивания наиболее активных его членов, нам остается только проявить свою солидарность и выразить поддержку выдвинутых первичной профорганизацией «Бурятэнерго» резонных требований. Может быть, это слегка отрезвит?!
Мы попытались несколько раз связаться по телефону с ответственными руководителями ПАО «Россети», чтобы обсудить проблему, донести достоверную информацию, а не ту, которая обычно приходит от исполнительных аппаратов «дочек» в материнскую структуру с бравыми докладами об очередном выполненном задании бизнес-плана. Но тщетно…
Понимаем, могут быть дела и поважнее. Хотя, куда еще важнее, когда речь заходит о персонале?!