Вице-премьер Юрий Трутнев предложил повысить налоги на дивиденды на тех предприятиях, где сотрудникам не увеличивают зарплаты. «Солидарность» решила посмотреть, а что же происходит с дивидендами и зарплатами на государственных предприятиях. И обнаружилось, что там почти всегда дивиденды выше фонда оплаты труда. И более того, есть случаи, когда зарплаты работникам урезали, а дивиденды все равно выплачивали. Дивидендная доходность российских компаний — самая высокая в развивающихся странах, чего не скажешь про уровень зарплат. А государство, выходит, в числе тех самых жадных акционеров.
На днях вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что считает целесообразным повысить налоги на дивиденды на тех предприятиях, где сотрудникам не увеличивают зарплаты. Трутнев решил направить свои предложения по регулированию темпа роста зарплат на предприятиях главе Кабинета министров РФ Михаилу Мишустину.
«Можно связать темп роста заработной платы на предприятии с налогообложением дивидендов собственников. Чтобы они понимали, что если они сами хотят зарабатывать деньги, то они вообще-то и людям должны помогать, с людьми должны как-то делиться прибылью предприятия. Потому что они же не одни там добавочную стоимость создают», — передал слова Трутнева ТАСС.
ПОЛОВИНУ — НА БОЧКУ!
Но насколько этим предложением заинтересуется государство? Последние пять лет мы наблюдаем лишь попытки заставить госкомпании платить больше дивидендов: Минфин хочет не меньше 50% доходов.
К примеру, по итогам 2018 года выплаты дивидендов российских публичных компаний составили рекордные 3,13 трлн руб. — в 1,5 раза больше, чем годом ранее. В основном этот рост был достигнут благодаря тому, что крупные госкомпании доводили выплаты до «рекомендованных 50%» (это в итоге сделали все, кроме «Газпрома», отделавшегося 26%). По данным Национального рейтингового агентства, дивидендная доходность российских компаний была самой высокой в развивающихся странах: к июню 2019 года она, по оценке инвестиционной компании «Атон», составила 7,5% при средней дивидендности в развивающихся странах 3%. Лидерами по размеру дивидендных выплат тогда стали «Газпром», Сбербанк и «Роснефть». Однако планку в 50% выдерживала лишь «Роснефть».
При этом, по итогам 2018 года, рекордная дивидендная доходность была у компаний металлургической отрасли: свыше 10% — у «Северстали», НЛМК, ММК, «Норильского никеля». А по обыкновенным акциям «Газпрома» и Сбербанка — 7%, «Роснефти» — 6%.
«А»-СПРАВКА
Компании с государственным участием и их дочерние компании
«Газпром» и дочерние компании:
ОГК-2, «Газпромнефть», «Мосэнерго», «Газпром», ТГК-1
«Роснефть» и дочерние компании:
«Роснефть», «Башнефть»
«Россети» и дочерние компании:
ФСК ЕЭС, МОЭСК, МРСК Волги, МРСК Центра и Приволжья, МРСК Северо-Запада, МРСК Урала, МРСК Центра, «Кубаньэнерго», «Ленэнерго», МРСК Сибири, «Россети», МРСК Юга
Другие компании:
«Ростелеком», «Алроса», «Аэрофлот», «РусГидро», Сбербанк, «Интер РАО», ВТБ
БЕСПОКОЙСТВО О ПРИБЫЛИ ГОСУДАРСТВА
В конце 2019 года замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что Минфин предложит правительству официально поднять норму перечисления дивидендов госкомпаний в бюджет до 50% и внести соответствующие изменения в акт правительства, а также ужесточить требования в отношении прибыли дочерних предприятий госкомпаний.
«Нас беспокоит ситуация, когда мы каждый раз вручную следим за тем, чтобы компании, подконтрольные государству, поднимали дивидендные выплаты в «дочках» на уровень холдингов. Там, где государству принадлежит холдинг, часто бывают проблемы: говорят, что нет денег, потому что получили мало от дочерних компаний. А почему «дочка» заплатила дивиденды в размере 5% от прибыли? Ну, вот так заплатили. Получается, что мы до планки не дотягиваем», — объяснял свое предложение Моисеев.
Впрочем, официально это требование так и не было закреплено. А потом компаниям разрешили платить меньше 50%, если они пострадали от санкций. И этим предлогом снова воспользовался «Газпром». Волновало ли при этом государство положение работников упомянутых компаний? Мы решили посмотреть финансовые показатели госкомпаний за прошлый год. Чтобы понять, какова динамика роста дивидендов и какова динамика роста зарплат.
Между прочим, посмотреть эту информацию не так-то и просто, хотя она должна быть публичной. Каких-то сводных данных не существует. Только в конце 2019 года зашла речь о том, что Минфин России планирует впервые составить и опубликовать консолидированную финансовую отчетность по всему сектору госуправления — по госкорпорациям и госкомпаниям, унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям. И то потому, что на этом настаивает Международный валютный фонд. Но произойти это должно лишь в 2023 году, а первым отчетным годом станет 2022. Так что многие компании выполняют требование о публикации данных, но публикуют их в безобразном виде — сканы бумажного отчета с вручную проставленной нумерацией, с перевернутыми таблицами.
РАСХОДЫ НА ЗАРПЛАТЫ СОКРАТИЛИСЬ
«Аэрофлот»
По итогам 12 месяцев 2020 года чистый убыток компании составил 96,5 млрд руб. Однако даже при таком убытке дивиденды были выплачены. Правда, всего 6 млн руб. — против 2,8 млрд, выплаченных по итогам 2019 года. А вот расходы на зарплаты упали почти на 20%, до 36 млрд руб. — против 44,2 млрд, выплаченных в 2019 году. То есть для акционеров средства нашлись, а для работников — нет.
«Роснефть»
За 12 месяцев 2020 года прибыль составила 181 млрд руб. — в четыре с лишним раза меньше, чем в годом ранее (802 млрд руб.). Но дивиденды все равно были выплачены: 191 млрд руб. — против 282 млрд в 2019 году (на 32% меньше).
Расходы на оплату труда работников тоже снизились — на 7%: 39 млрд руб. против 41,8 млрд.
«РусГидро»
В отчете общество пишет, что с прибыльностью в 2020 году у него все хорошо: «Это стало самым высоким в истории Группы показателем за сопоставимый период. Чистая прибыль также выросла до рекордного значения — 46,6 млрд рублей».
Дивиденды также выплачивались: 15,5 млрд руб. (15,7 млрд — в 2019, снижение на 1,2%). Дивиденды же, выплаченные дочерними обществами акционерам с неконтролирующей долей участия, наоборот, выросли со 115 млн руб. до 180 млн (рост на 56%).
А вот расходы Группы на зарплату упали на 0,2% — до 7,639 млрд руб.
ЗАРПЛАТЫ УВЕЛИЧИЛИСЬ, НО УМЕНЬШИЛИСЬ В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ
ФСК ЕЭС (Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы)
Чистая прибыль в 2020 году упала до 40 млрд руб. (59 млрд — в 2019). На оплату труда работников потратили 18,585 млрд руб. (18,502 млрд — в 2019). А вот на уплату дивидендов направлено 23,3 млрд руб. — вместо 20,4 млрд в 2019 году.
То есть чистая прибыль упала до 67% от прежнего уровня. Но на этом фоне дивидендов выплачено на 14% больше. А расходы на оплату труда увеличились всего на 0,4% — гораздо ниже уровня инфляции. Таким образом, реальные зарплаты упали, хотя дивиденды выросли, несмотря на падение прибыли.
«Мосэнерго»
Чистая прибыль уменьшилась до 14,2 млрд руб. (против 17,4 млрд в 2019). Оплата труда выросла до 7,8 млрд руб. (против 7,5 млрд в 2019). Дивиденды уменьшились до 7,1 млрд руб. (против 8,2 млрд в 2019).
Мы видим сокращение чистой прибыли на 18%, сокращение выплаченных дивидендов на 14%. А вот расходы на оплату труда выросли на 4%. Тоже ниже уровня инфляции. Но хотя бы не снижали зарплаты, чтобы дать больше денег акционерам.
«Транснефть»
Снижение выручки в 2020 году привело к снижению прибыли, причитающейся акционерам, на 46 млрд руб., или на 26%.
А вот расходы на оплату труда и социальные расходы выросли на 4,5%: 186 млн руб. против 178 млн в 2019 году. Все равно ниже официального уровня инфляции (4,9%).
Сбербанк
Чистая прибыль компании — 760,3 млрд руб., на 10% меньше, чем в 2019 году. Дивиденды за 2020 год составили 422,4 млрд руб.
При этом фонд оплаты труда вырос всего на 2% (самый низкий показатель среди крупных банков). А выплаты ключевому управленческому персоналу составили 5,9 млрд руб.
Вместе с тем банк сокращает штат: численность сотрудников на 30 июня 2020 года составила 276,6 тыс. человек, что на 4700 меньше, чем на начало года, и на 15 тыс. меньше, чем в июне 2019 года. Пресс-служба банка поясняла ТАСС, что банк проводит оптимизацию численности персонала, в рамках которой сокращаются вакантные должности, сотрудники уходят на пенсию и на их место не принимаются новые.
ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС
В общем, мы наблюдаем, что государство, будучи одним из основных акционеров госкомпаний, очень заинтересовано в получении собственных доходов. И его не интересует, не сделаны ли эти выплаты за счет сокращения доходов работников. Тут явный элемент корысти.
Но, быть может, к частным компания государство строже? И требует социальной ответственности хотя бы от других? А вот тоже — нет. И там государство тоже озабочено в первую очередь получением средств для себя. Так, показательно желание повысить налоги для частных металлургических компаний. Вице-премьер Андрей Белоусов сказал, что, увеличив доходы, эти компании «нахлобучили» государство и должны вернуть в бюджет 100 млрд руб. Но вот попытки изменить Трудовой кодекс так, чтобы лишить работников тех металлургических предприятий доплат за вредность, вице-премьера как-то не взволновали.
По предварительным итогам первой половины 2021 года, металлурги действительно хорошо себя чувствуют. Стоимость их продукции на международном рынке выросла почти вдвое. Поэтому эксперты предрекают, что выплаты в бюджет будут удвоены, до 200 млрд руб. А дивиденды вырастут до 500 млрд руб.
А вырастут ли у работников зарплаты в два раза? Ну, вот это, конечно, нет, такого у нас не бывает. Тем не менее зарплаты растут.
Взять, например, ПАО «Северсталь». Его чистая прибыль выросла в прошлом году на 8%, до 114,8 млрд руб. (105,7 млрд — в 2019). Но при этом выплата дивидендов сократилась на 13%: с 101,3 млрд до 88,5 млрд. А вот расходы на зарплату выросли до 28,4 млрд руб. — против 25,5 млрд в 2019 году. То есть зарплаты выросли на 11%, что выше инфляции и, как мы видим, больше, чем в корпорациях с государственным участием.
ВЫВОД
Само по себе предложение Юрия Трутнева — повысить налоги на дивиденды, если не растут зарплаты, — прекрасно. И его действительно стоило бы претворить в жизнь. Но вот шансов, что правительство встретит это предложение с пониманием, мало. Потому что даже на государственных предприятиях, где у правительства все возможности и полномочия напрямую влиять на положение работников, зарплаты могут уменьшаться. Лишь бы дивиденды росли.