Конституция Российской Федерации гарантирует свободу общественных объединений, включая профессиональные союзы, создаваемые для защиты интересов граждан в сфере труда, занятости, социального страхования и других сферах жизнедеятельности человека труда.
Федерация Независимых Профсоюзов России на протяжении всей своей более чем тридцатилетней истории строила отношения с государственными органами на принципах социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон. Доказательством тому является созданная в стране по инициативе ФНПР система трехсторонних комиссий на уровне муниципалитетов, субъектов Российской Федерации, на площадках профильных для отраслевых профсоюзов министерств и ведомств, во главе с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Через трехсторонние комиссии профсоюзные эксперты работают не только над проектами законов, но и над ведомственными программами, делая эти документы лучше и полезнее для всех граждан нашей страны, независимо от их профсоюзного членства.
На протяжении 6 созывов (с 2000 года, более 20 лет) в Государственной Думе Российской Федерации успешно действует Межфракционная рабочая группа «Солидарность». Ее работа позволяет профсоюзам, лишенным прямого права законодательной инициативы, инициировать законопроекты, улучшающие жизнь граждан и противодействовать попыткам ухудшения положения наемных работников.
Профсоюзы активно поддерживают на выборах всех уровней депутатов, готовых продвигать трудовую повестку, и выдвигают собственных кандидатов. Участвуют от имени гражданского общества в наблюдательных процедурах за ходом голосований при выборах, подтверждая легитимность их результатов.
Профсоюзные юристы защищают работников в судах, выигрывая подавляющее большинство дел о нарушениях трудового законодательства.
В 2020 году Конституция Российской Федерации была дополнена статьей 75.1, предусматривающей создание в Российской Федерации условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества. Государство гарантировало защиту достоинства граждан и уважение человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность.
Российский народ как единственный источник власти в нашей стране поручил Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию принципов социального партнерства в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Тем не менее конструктивное взаимодействие профсоюзов с органами всех ветвей власти в последнее время ухудшается. Предложения профсоюзов часто игнорируются. Профсоюзы сталкиваются с попытками принятия законов в обход рассмотрения на РТК. В ответ на содержательные предложения и обращения от министерств и ведомств зачастую приходят формальные бюрократические отписки.
Ряд глав регионов уклоняются от контактов с профсоюзами даже в формате трехсторонних комиссий, не говоря о прямом взаимодействии, даже когда речь идет о вопросах заработной платы бюджетников региона.
Органы прокуратуры вместо осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, препятствуют реализации конституционного права на создание профессиональных союзов и свободы их деятельности, нарушают закон о профсоюзах и Трудовой кодекс Российской Федерации по контролю за выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
В нарушение Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации органы прокуратуры препятствуют принятию органами власти субъектов Российской Федерации законов в сфере труда, не урегулированными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Генеральная прокуратура с помощью судебных претензий, вопреки нормам Конституции Российской Федерации и Федеральному закону о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, в нарушение всех мыслимых законодательных норм, защищающих права собственника, пытается изъять имущество, успешно используемое профсоюзами для массового оздоровления трудящихся. Это происходит в то время, когда в стране отсутствует альтернативная государственная или частная, но по-настоящему массовая и доступная рядовым работникам система санаторно-курортного оздоровления, а число граждан, нуждающихся в реабилитации после последствий эпидемии COVID, растет.
Профсоюзные организации разного уровня сталкиваются с давлением, выражающимся в антипрофсоюзной агитации работодателя, фактическом отказе от соблюдения Закона о профсоюзах, попытках незаконного увольнения профсоюзных активистов и выборных профсоюзных работников, ликвидации профсоюзных структур, включая отраслевые профсоюзы.
Наиболее часто подобная практика работы встречается в деятельности частных холдинговых компаний. Там решением руководства создаются организации, которые, прикрываясь именем профсоюзов, по сути, идут по пути развала профсоюзного движения, разрушения существующей системы социального партнерства.
Неоднократные поручения Президента Российской Федерации о расширении прав профсоюзов, гарантий неприкосновенности их собственности, гарантий деятельности профсоюзных активистов тонут в бесконечной бумажной волоките и противодействии.
Генеральный Совет ФНПР постановляет:
1. Принять к сведению доклад Председателя ФНПР и содоклады.
2. Одобрить работу выборных органов ФНПР по развитию системы социального партнерства и борьбе с незаконным вмешательством отдельных органов власти в деятельность профсоюзов.
3. Утвердить резолюции (приложения № 1, 2, 3).
4. Обратить внимание органов государственной власти на имеющиеся случаи нарушения законов, которые влекут за собой ограничение прав профсоюзов и препятствуют законному осуществлению их уставной деятельности.
5. Предложить Межфракционной рабочей группе «Солидарность» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации выйти с законодательной инициативой по наделению дополнительными полномочиями министерства и ведомства на федеральном и региональном уровнях по развитию системы социального партнерства.
6. Поручить Председателю ФНПР обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой разработать рекомендации для судов нижестоящей юрисдикции по рассмотрению дел в отношении нарушений прав профсоюзов, дискриминации профсоюзных активистов и членов профсоюзов.
7. Членским организациям ФНПР:
7.1. Вести мониторинг нарушений прав и свобод профсоюзов и случаев давления на профсоюзных лидеров и актив.
7.2. Разместить материалы Генерального Совета ФНПР и информацию о принятых решениях на всех своих информационных ресурсах.
8. Общероссийским, межрегиональным профсоюзам провести разъяснительную работу среди трудящихся о принятых решениях и позиции ФНПР в отношении взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти.
9. Территориальным объединениям организаций профсоюзов провести экспертизу юридического закрепления прав на профсоюзное имущество.
10. Правовому департаменту Аппарата ФНПР:
10.1. Разработать форму мониторинга нарушений прав и свобод профсоюзов и случаев давления на профсоюзных лидеров и актив.
10.2. Регулярно информировать руководство ФНПР о результатах мониторинга.
11. Департаменту Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения, редакциям Центральной профсоюзной газеты «Солидарность» и «Профсоюзного журнала»:
11.1. Разместить материалы Генерального Совета ФНПР и информацию о принятых решениях на всех своих информационных ресурсах.
11.2. Регулярно освещать итоги мониторинга.
11.3. Продолжить пропаганду законных прав и свобод профсоюзов, их лидеров и актива.