Чтобы не купить «кота в мешке»: как проверить надежность поставщика СИЗ

В последние два года в России наблюдается существенный рост рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ). Это связано с появлением новых правил по охране труда при работе на высоте, вступлением в силу новых ГОСТов.
Количество поставщиков, торговых марок и ассортимент продукции на рынке увеличиваются с каждым днем… Это, безусловно, хорошо, но побочным эффектом такого стремительного роста стало появление недобросовестных поставщиков, предлагающих некачественный продукт, не соответствующий российскому законодательству.

И что же остается делать покупателю в лице представителей службы охраны труда, промышленной безопасности предприятий, после того как прошла первая волна обязательной закупки страховочного оборудования? Как уследить за всеми нововведениями, правильно определить надежного поставщика и не совершить роковую ошибку, выбрав просто наиболее выгодное с точки зрения цены предложение?

Ответ прост – знания и умение пользоваться доступными и открытыми источниками информации.
Разберемся по порядку, какую документацию должен предоставить клиенту поставщик страховочного оборудования и на что следует обратить особое внимание.

Итак, шаг 1 – проверить наличие сертификата соответствия ТР ТС 019 / 2011.

Однако этого недостаточно, чтобы убедиться в безопасности и качестве предложенной вам продукции, так как участились случаи появления на рынке недобросовестных производителей с сомнительными сертификатами.

Разумеется, существует строго определенная форма настоящего сертификата, утвержденная 25 декабря 2012 г. решением № 293 коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а также утвержденный Комиссией Таможенного союза порядок его получения (решение № 621 от 7 апреля 2011 г. «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»).

Шаг 2 – проверить наличие в сертификате информации об органе по сертификации, лаборатории, проводившей испытания (включая номер и дату выдачи аттестата), сведений о заявителе и производителе, а также наименование ТР ТС 019 / 2011 и наименование стандартов, включенных в перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, иными словами, – ГОСТы.

Шаг 3 – на сайте Росаккредитации (Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, в каждой стране Таможенного союза действует свой орган, отвечающий за аккредитацию) fsa.gov.ru (раздел «Реестры») проверить:

• подлинность и валидность сертификата. Продукция с приостановленным или отозванным сертификатом не может быть использована. Если сертификат не числится в едином реестре – продукция не может быть использована!

• аттестат органа по сертификации и область аккредитации (должна включать в себя группы товара, на которые выдан сертификат соответствия). Аттестат должен быть действительным.

• аттестат и область аккредитации лаборатории, проводившей испытания. Область аккредитации должна обязательно включать в себя перечень стандартов (ГОСТов), указанных в сертификате, в противном случае лаборатория не имеет права проводить испытания продукции, а результаты таких испытаний не могут быть использованы в качестве основания для выдачи сертификата ТР ТС.

На сегодняшний день ТР ТС 019 / 2011 предусматривает 22 стандарта, применимых в отношении СИЗ от падения с высоты. Последнее обновление данного перечня было принято 6 марта 2018 г. Решением Коллегии ЕЭК, согласно которому взамен стандарта СТБ EN 795 2009 введен ГОСТ EN / TS 16415 2015 (ознакомиться с полным перечнем стандартов можно на сайте docs.cntd.ru в разделе «Документы»), применимый в отношении анкерных устройств, рассчитанных более чем на одного пользователя.
Таким образом, все сертификаты ТР ТС 019 / 2011 на анкерные устройства для более чем одного пользователя, выданные после 6 апреля 2018 г. (дата вступления решения в силу) должны содержать указание на данный стандарт, а лаборатория, проводившая испытания изделий, иметь аккредитацию по данному стандарту.

Помимо наличия сертификата обязательно запрашивайте паспорт изделия, содержащий правила по эксплуатации оборудования, указания по температурному режиму использования, а также порядок периодической проверки, информацию о гарантийном сроке и сроке службы изделия, общие правила ухода.

Шаг 4 – информация, указанная в паспорте, не должна противоречить данным, указанным в сертификате.
Всего четыре шага, описанных выше, позволят потребителю убедиться в надежности поставщика и качестве поставляемой им продукции, а вот несоответствие представленной поставщиком документации хотя бы по одному из пунктов – серьезным поводом для отказа в сотрудничестве.
9 декабря 2011 г. Комиссия Таможенного союза решением № 878 утвердила технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019 / 2011, который вступил в силу 1 июня 2012 г. Согласно данному решению, с 15 февраля 2014 г. в обращение на рынке государств – членов Таможенного союза допускаются только СИЗ, прошедшие процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям техрегламента (в форме декларации соответствия или сертификата). СИЗ от падения с высоты, согласно приложению № 4 технического регламента, подлежат обязательной сертификации в соответствии с типовыми схемами сертификации 1С, 3С, 4С, 5С, 6С.

Технический регламент распространяется на средства индивидуальной защиты независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

«Энергетика и промышленность России»

Добавить комментарий